За последний год социальные сети заросли историями об угрозах от коллекторов, требующих вернуть несуществующие долги микрокредитным учреждениям. Во многих случаях людям приходилось по несколько раз менять СИМ-карты, чтобы спокойно спать ночью. Но с 14 октября 2021 года ситуация изменилась. Теперь даже те, кто задолжал финансовым компаниям, защищены законодательством.
Стоп коллекторы: все угрозы вне закона
В 2020 году на территории Украины насчитывалось полтысячи коллекторских компаний. И только 300 из них работали по лицензии. В прошлом году Национальный Банк Украины получил более 2500 жалоб на действия работников таких организаций. Но теперь даже те граждане, которые действительно просрочили оплату по кредиту, защищены законом от ненадлежащего поведения коллекторов.
Верховная Рада Украины инициировала законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по защите должников при урегулировании просроченной задолженности», согласно которому был создан реестр коллекторских компаний. То есть, от 14 октября 2021 звонки, совершаемые от организаций, не входящих в этот реестр, оказываются вне закона. Коллекторы, работающие легально, должны соблюдать этические нормы в общении с человеком, иначе могут потерять лицензию.
Что нельзя делать коллекторам?
Коллекторские компании — это посредники между финансовым учреждением и его клиентом и занимаются взысканием долга с заемщика за вознаграждение. Коллекторы ассоциируются с агрессивными людьми, угрожающими физической расправой клиентам МФО. Фактически им разрешено только информировать о долге и передавать дело в суд. Хотя сегодня известно немало историй, когда должники применяли физическую силу и доводили до самоубийства.
Теперь коллекторов будут наказывать за следующие действия:
- Угрозы: лично, в переписке, во время разговоров по телефону.
- Взаимодействие с должником в настоящее время с 22.00 до 8.00.
- Уведомление о долге больше, чем два раза в день.
- Скрытие информации: номер телефона, адрес почты, по которому отправляют сообщение.
- Звонки к людям, не имеющим задолженности.
- Использование функции автоматического дозвона к должнику, его родственникам и близким.
- Нецензурные высказывания, распространение материалов о человеке.
- Передачу персональных данных о должнике третьим лицам.
Что делать и куда жаловаться, когда звонят по телефону коллекторы
Самое важное, что нужно делать, когда звонят коллекторы, – сохранять спокойствие! Они обладают навыками психологического воздействия на человека. Чем эмоциональнее окажется лицо, тем сильнее на него будут давить.
Представитель компании должен представиться, сообщить размер долга, название организации, передавшей данные о задолженности, по требованию предоставить документальное подтверждение о задолженности в течение пяти рабочих дней. Юристы рекомендуют записывать разговоры, делать скриншоты сообщений, хранить присланные письма.
Если коллектор нарушает установленные требования к своей деятельности, можно подать жалобу на коллекторскую компанию, обратиться в полицию (в случае неприемлемого поведения и явных угроз). НБУ предлагает сообщать о нарушениях по номеру горячей линии 0 800 505 240.